В Японии умных роботов считают друзьями. В США и Китае на них смотрят как на слуг. А в Европе их часто воспринимают как врагов. Культура формирует то, как мы используем, создаем и регулируем технологии. Но технологии — это глобальное явление. Так что, возможно, нам будет лучше, если мы все посмотрим на роботов с новой, общей точки зрения — что, если бы мы воспринимали их как детей?
Чтобы дети выросли хорошими, родители должны ответственно их воспитывать. Мы, люди, привели в мир этих «детей-роботов». В настоящее время многие из их навыков менее развиты, чем у малышей. Однако наше искусственное потомство обладает огромным потенциалом.
Они могут вырасти учеными и экономистами, врачами и медсестрами, водителями автобусов и пилотами, архитекторами и художниками. Точно так же, как родители хотят, чтобы их биологические дети реализовали свой потенциал и стали полезными членами общества, так и мы должны стремиться к нашему роботизированному потомству.
Научитесь различать
В нашей культуре гуманистическое мировоззрение служит прекрасной основой для достижения этого. Образование наиболее успешно, когда оно позволяет молодым людям ориентироваться в мире с уверенностью в себе и самоопределением. Они должны быть вооружены гуманистическими ценностями и способностями положительно влиять на свою семью, друзей, рабочую среду и общество в целом.
Это также должно быть нашей целью при обучении детей-роботов.
Что особенно привлекательно в этом подходе, так это то, что обучать умные машины зачастую проще, чем иметь дело с упрямыми детьми. Если машины работают хорошо, их можно дублировать. В противном случае их можно просто закрыть. Мы можем спроектировать и обучить их так, чтобы они отвечали нашим конкретным потребностям и ценностям.
Тем не менее, это огромная ответственность. Поскольку системы ИИ становятся все более автономными во взаимодействии с человеческим миром, они должны развивать способность самостоятельно отличать подходящее поведение от неуместного.
Законы Азимова
В знакомых сценариях это уже относительно просто. Однако эти «дети-роботы» становятся по-настоящему умными только тогда, когда они могут принимать обоснованные решения в незнакомых ситуациях, основываясь на наборе ценностей. Недостаточно запрограммировать их каталогом правил, вроде расширенной версии законов Азимова.
Будущим поколениям ИИ понадобится всеобъемлющее мировоззрение и широкая база знаний, сравнимая с тем, чему мы учим наших биологических детей. Это включает в себя признание своих ограничений и знание того, когда следует обратиться за помощью.
Со своей стороны, машины в некоторых отношениях уже лучше учатся, чем люди. Когда один робот ошибается, его «братья и сестры» могут извлечь уроки из этой ошибки в следующем обновлении программного обеспечения. Кроме того, крайне важно учитывать потенциальные долгосрочные последствия.
Хотя это все еще звучит как научная фантастика, но если когда-нибудь появится мощный ИИ, который станет независимым от человеческого контроля, нам было бы хорошо заранее наполнить его гуманистическим мировоззрением. Таким образом, мы стремимся предотвратить мрачные последствия до того, как они произойдут.
На грани утопии
Следует признать, что метафора «детей-роботов» неточна и имеет свои ограничения. Однако это сравнение может быть удачным и полезным при рассмотрении их развития, образования и ролей, которые мы для них представляем. В конце концов, все мы — продукты наших родителей, школы и общества. Кто знает? Возможно, с нашим «потомством» роботов нам будет даже лучше.